Музеи и театры

К освещению музеев, галерей и основных зон театра предъявляются особенно высокие требования. Хорошее музейное освещение должно не только отвечать требованиям посетителей, но и быть комфортным для смотрителей и работников, помогать сохранению экспонатов, а также быть экономически эффективным и надежным. Освещение, отвечающее этим критериям, помогает сохранять культурное наследие человечества для будущих поколений.

У музейного освещения можно выделить несколько целей:

  • Обеспечение максимально качественной экспозиции, способствующей правильному восприятию цвета, формы, текстуры экспонатов;
  • Создание комфортных условий для посетителей и безопасных для экспонатов;
  • Привлечение внимания посетителей и поддержание их интереса с помощью грамотно расставленных акцентов;
  • Соответствие дизайна освещения общей идее и тематике экспозиции в целом.

Особенности организации освещения в музеях

Освещение для музеев достаточно сложное в плане организации, и тому есть несколько причин, связанных с особенностями музейных помещений:

  • Комнаты очень просторные, поскольку должны вмещать не просто отдельные экспонаты, а целые экскурсионные группы.
  • В одном помещении могут в разное время размещаться абсолютно противоположные по тематике экспозиции. Их главное отличие – расположение экспонатов: вдоль стены, по центру, на специальных витринах или пьедесталах и пр.
  • Из-за специфики конфигурации здания музеев уровень естественного освещения часто низкий, поэтому приходится очень много внимания уделять именно искусственному свету.

Не менее важно организовать правильное охранное освещение. Это важный момент, поскольку в музеях хранятся ценные экспонаты, требующие соответствующего уровня защиты. Сложности организации общего освещения еще связаны с обширным перечнем задач, которые оно должно выполнять:

  • Давать полноценное общее освещение для свободного перемещения людей по залам.
  • Обеспечивать сохранность всех объектов экспозиции.
  • Расставлять акценты на конкретных предметах искусства или изделиях выставки.
  • Обеспечивать безопасные условия для показа картин – некоторые из них могут терять свои краски под действием постоянного освещения.

Последнее условие касается всех слабостойких к свету экспонатов, для которых губительно слишком яркое инфракрасное или ультрафиолетовое излучение. В связи с особенностями работы музеев и галерей их освещение достаточно сложно продумать. Но задача вполне выполнима – для начала необходимо изучить нормы уровня освещенности.

Нормы освещения в музеях для различных видов экспонатов:

  • 50 лк – для выставочных объектов из ткани, газетной бумаги, а также для акварели;
  • 30-50 лк – экспонаты низкой светостойкости (темпера, рисунки, рукописи, марки, графика);
  • 150 лк – для экспонатов со средней светостойкостью (изделия из дерева, кости, картины масляной живописи);
  • 200-300 лк – крупногабаритные экспонаты высокой светостойкости (бронзовые, мраморные скульптуры);
  • 300-500 лк – экспонаты высокой светостойкости с мелкими деталями (ювелирные изделия, фарфор, монеты, оружие);
  • 500 лк – для драгоценных металлов и камней.

При подборе осветительного оборудования, нужно обязательно учитывать следующие характеристики:

  • Тип светораспределения или КСС.

Свет бывает узко или широконаправленный и может иметь один или несколько источников. Для правильной подсветки экспоната необходимо соотнести размер светового пучка с размером объекта так, чтобы главным был объект, а не его освещение. Если свет не фокусируется четко на объекте, то в зале будут иметь место заметные световые пятна — поэтому ширину пучка следует подбирать индивидуально под каждый объект. Также стоит отметить, что освещения только одной фигуры недостаточно, нужен еще и правильно освещенный фон. Яркость фона сильно влияет на восприятие произведения, и если он будет слишком темным, или наоборот, освещенных даже ярче самого произведения, то зритель может неправильно понять заложенную идею или ему будет некомфортно в такой среде. Также подсветка фона, чем чаще всего являются стены, может быть использована с целью подчеркнуть архитектурные особенности помещения, особенно если это историческое здание. Не менее важен угол, под которым направлен свет. От него зависит появление бликов и размеры теней.

Оптимальный угол падения света для освещения картин и скульптур составляет 30°.

  • Цветовая температура.

Цветовая температура — аспект, который светодизайнеры обязательно должны контролировать — например, сопоставляя естественное освещение и освещение светом разного спектра. Нужно учитывать какой эффект оказывает свет с разной цветовой температурой на поверхности различных оттенков. При выборе цвета, цветовой температуры и спектра излучения, нужно учитывать особенность объекта, который надо осветить: в освещении мраморных скульптур стоит брать источники с высокой цветовой температурой (4000 К и более), так как теплые оттенки могут исказить цвет скульптуры; для освещения картин необходимо учитывать не только цветовую температуру, но и сам спектр, нужно помнить, что определенные цвета отражают соответствующие длины волн, а излучение которое картина не может отразить, она будет поглощать и это может ей навредить.

  • Цветопередача.

Высокая цветопередача источника света наилучшим образом помогает передать все колористические решения выставленных полотен или иных видов произведений искусства, и обеспечивает качественное зрительное восприятие произведения искусства.

Для каждого вида выставленных экспонатов есть свои особенности освещения. К примеру, изящество скульптурных элементов можно подчеркнуть с помощью целой системы света: контрольного, контражура (располагается позади объекта) и бокового, который удаляет блики и исключает появление тени от проходящих мимо посетителей.

В целом для каждой музейной ценности оптимальной считается пропорция освещенности фона и самого экспоната 2:1. Специалисты считают, что при таком освещении на объекте будет сделан акцент, но при этом он не станет выглядеть излишне драматично.

Что еще важно учесть при организации освещения галереи или музея:

  • Исключить эффект ослепления, бликование и чрезмерную контрастность.
  • Соблюсти баланс между обеспечением нужных условий для экспонатов и комфорта для посетителей.
  • Учесть общую идею или тематику экспозиции – дизайн освещения должен ей соответствовать.
  • Минимизация инфракрасного и ультрафиолетового свечения.
  • Соответствующая концепция архитектурного освещения объекта снаружи.

После 3 лет демонстрации экспонатам необходимо давать отдых, избавляя их от воздействия источников света. Это продлевает жизнь выставочных ценностей.

Управление освещением в музее

Поскольку экспозиция может часто меняться, то важно иметь возможность легко управлять освещением и автоматически его регулировать. Для этого можно использовать по отдельности или в сочетании друг с другом различные элементы системы контроля освещения. Сюда входят датчики движения, реагирующие на присутствие, датчики, регулирующие уровень освещения, в зависимости от яркости дневного света, предварительно запрограммированные сцены освещения и многое другое.

Вот несколько вариантов, как может использоваться управление светом в музеях:

  • Создание различных по степени освещенности зон в зале. Например, это возможно благодаря приглушению яркости у отдельных светильников. Такой эффект может представить выставку в драматическом освещении или защитить отдельные экспонаты от разрушающего действия света.
  • Система управления освещением может записывать данные о работе светильника и, таким образом понимать уровень облучения, которому подверглись экспонаты.
  • Свет может включаться, отключаться или изменять свою интенсивность в ответ на изменения в дневном освещении.
  • Аварийное освещение легко может быть встроено в систему управления освещением.
  • Создание сцен освещения или динамических эффектов.

Управление освещением позволяет не устанавливать каждый раз новую светотехнику для новой выставки, а использовать уже установленные светильники, назначая им новые задачи. Также система может проверять работу осветительных приборов, сообщая о поломках и функциональном статусе. Используя контроль освещения, можно значительно сократить потребление энергии.

В контексте музейного освещения нельзя не упомянуть про ERCO. Это мировой лидер в сфере производства оборудования для художественного экспозиционного освещения.

Галерея Уффици, Лувр, Эрмитаж , Музей Гуггенхайма, Национальная Галерея Великобритании – лишь малая часть музеев использующих оборудование ERCO.

В подходе к проектированию освещения специалисты компании опираются на триаду Ричарда Келли, постулирующую, что разные типы света необходимы для того чтобы а) видеть б) увидеть в) смотреть.

Свет, чтобы видеть – общий интерьерный свет, отраженный свет для понимания пространства
Свет чтобы увидеть –   акцентное освещение и иерархия световых контрастов в экспозиции
Свет, чтобы смотреть – декоративный свет, тонирующий, сценический, динамический

https://www.erco.com/en/

Театр — как явление — представляет собой единение разнообразных технологий и искусства. Особое очарование и волшебство театра создаётся не только благодаря драматургии и игре актёров, в том числе их создают художественное оформление зрительного зала, фойе, декорации, звуковое оформление, театральная техника и, конечно, театральный свет.

Разумеется, отсутствие освещения на сцене тоже может быть решением, но человек воспринимает 80% информации через глаза, поэтому зритель должен всё видеть и понимать происходящее, а для этого нужен свет. Его нам дарят художники по свету, одни из немногих людей в театре, чей продукт не осязаем на сцене.

Свет в театре называют «главным волшебником». С его помощью решается множество задач — от создания условий видимости на сцене до тончайшего психологического и физического воздействия на зрителей. Освещение декораций и костюмов позволяет выявить объем и фактуру, передать живописные нюансы, создать иллюзорные эффекты тех или иных материалов, тканей, трансформировать их цвет. Театральный свет может выражать символические понятия и идеи (война, мир, тревога, угроза и пр.), имитировать явления природы, обогатить цветовое решение сцены, подчеркнуть роль персонажа. Светом можно выделить и усилить драматургическое развитие сценического произведения, сюжетные повороты, а также композиционные построения сценического действия (появление главных героев, новых лиц), с его помощью концентрируют и переключают внимание зрителей. Театральный свет создаёт оптические иллюзии глубины и ширины сцены, смещения планов, движения неподвижных предметов и т.д. Все эти задачи могут быть решены разными способами и каждый раз по-новому, поэтому создание световой среды спектакля можно назвать самостоятельным искусством.

Аварийное освещение

 Аварийное освещение музеев и театров предусматривается на случай внезапного отключения электропитания рабочего освещения и служит для обеспечения эвакуации людей из здания.

Аварийное освещение различается по назначению на:

  • Освещение путей эвакуации;
  • Освещение зон повышенной опасности;
  • Антипаническое освещение.

Освещение путей эвакуации предусматривается вдоль коридоров, проходов, лестничных маршей по которым предусмотрена эвакуация людей из здания. Освещение зон повышенной опасности предусматривается в диспетчерских пунктах и технических помещениях, где размещается оборудование пожарной автоматики, рабочего и резервного электропитания здания. Антипаническое освещение применяется в помещениях с открытыми пространствами и служит для ориентации людей в темном помещении, их проходу к путям эвакуации и для предотвращения паники.

Все аварийные светильники и эвакуационные указатели должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к конструкции, источникам света, иметь возможность для проверки исправности. Эвакуационные световые указатели должны удовлетворять требованиям к яркости табло, и обеспечивать предельное равномерное распределения яркости на плоскости табло.

Все световое оборудование должно размещаться в соответствии с установленными правилами, в определенных местах, с соблюдением дистанции распознавания:

  • в коридорах и проходах по путям эвакуации
  • на лестничных маршах
  • в зоне каждого изменения направления пути
  • в местах изменения уровня пола или покрытия