Освещение музеев и галерей

Залы экспозиций, музеи и художественные галереи требуют особого подхода к освещению. Главная цель при разработке осветительной системы для таких помещений - создание оптимальной световой атмосферы для зрителей, которая в то же время подчеркивает ценность экспонатов.

Когда речь идет о освещении художественной галереи или музея, ключевым фактором становится сама природа света - его качество. Световое излучение должно обеспечивать идеальную цветопередачу, быть безопасным и настроенным с учетом всех требований. В случае освещения выставочного стенда, критерии могут варьироваться, поскольку приоритетным становится привлечение внимания к самому стенду на выставке

  1. Особенности освещения в музеях и галереях.  

Освещение в музеях представляет собой сложную задачу, обусловленную несколькими факторами, связанными с особенностями помещений музеев:

1.1 Помещения обладают значительными размерами, так как должны вмещать не только отдельные экспонаты, но и целые группы экскурсантов.

1.2 В одном и том же помещении могут находиться экспозиции с абсолютно разными темами в разное время. Основное различие между ними заключается в расположении экспонатов: вдоль стен, по центру, на специальных витринах или пьедесталах и т.д.

1.3 Из-за особенностей зданий музеев уровень естественного освещения часто остается низким, поэтому особое внимание уделяется искусственному свету.

Необходимо также уделить внимание правильному освещению для обеспечения безопасности. Это ключевой аспект, поскольку в музейных залах находятся ценные экспонаты, требующие адекватной защиты. Сложности, связанные с организацией общего освещения, включают в себя широкий спектр задач, которые необходимо решить:

  • Обеспечение равномерного общего освещения для комфортного перемещения по залам.
  • Создание единого стиля для всех экспонатов.
  • Выделение внимания на отдельных произведениях искусства или экспонатах.
  • Создание безопасных условий для экспонирования картин – некоторые из них могут пострадать от постоянного воздействия света.

2. Цели и задачи освещения для музеев и галерей.

Экспозиции музеев требуют особого внимания к освещению, поскольку это связано с их значением и ролью в общественной жизни. Система освещения в музеях выполняет несколько важных функций:

-  Обеспечивает необходимый уровень освещенности на экспонатах, картинах.

- Создает объем помещения, а также уютную атмосферу, позволяющую посетителям внимательно рассмотреть экспонаты;

- Обеспечивает безопасность посетителей;

- Обеспечивает качественное освещение для правильного восприятия цветов, форм и текстур выставленных экспонатов;

- Подчеркивает важность особых и интересных предметов, выставленных в музейных витринах.

Очень важно, чтобы освещение в музее, расположение светильников и их дизайн гармонично сочетались с тематикой экспозиции. Правильный подход позволяет создать уютное пространство без излишне ярких или чрезмерно темных участков. Необходимо учитывать цветовую температуру света, а также наличие отражающих поверхностей, например, стеклянных витрин. Это поможет посетителям насладиться цветовыми оттенками произведений искусства, не отвлекаясь на блики и ненужные отражения.

Также стоит помнить, что в музеях экспонаты часто имеют большую культурную и историческую ценность. Среди них могут быть античные артефакты, ценные картины, уникальные находки или ценные книги, чувствительные к внешним воздействиям. Такие объекты могут пострадать от яркого света, поэтому при выборе осветительных приборов важно проконсультироваться со специалистами.

3. Нормы освещенности для музеев и галерей по СП.

Рекомендуемые уровни освещения для музейных и художественных выставок:

  • Для экспонатов, состоящих из материи и бумаги, а также для акварелей – не более 50 люкс;
  • Для элементов, которые обладают низкой светостойкостью (как, например, рисунки, графика, рукописи, а также работы, выполненные темперой) – от 30 до 50 люкс;
  • Для объектов, обладающих средней светостойкостью (деревянные и костяные изделия, картины, написанные масляными красками) – до 150 люкс;
  • Для экспонатов большого формата и высокой светостойкости (скульптуры из мрамора или бронзы) – от 200 до 300 люкс;
  • Для мелких экспонатов с высокой светостойкостью (ювелирные украшения, монеты, статуэтки, фарфор, оружие) – от 300 до 500 люкс;
  • Для драгоценных камней и металлов – до 500 люкс

В официальных документах также уточняются критерии, касающиеся различных характеристик:

  • Аккуратно подобранная цветопередача гарантирует адекватное восприятие оттенков;
  • Установка среднего уровня света предотвратит изнашивание изображений и тканей;
  • Оптимальное расстояние между источником освещения и экспонатом: слишком близкое расположение лампы к экспонату может привести к его повреждению.

Нормы освещенности для музеев и галерей:

  • для экспонатов из ткани и бумаги, а также картин, написанных акварелью, – 50 лк;
  • для объектов с низкой светостойкостью (рисунки, графика, рукописи, темпера) – 30-50 лк;
  • для предметов со средней светостойкостью (дерево, кости, картины, написанные масляной краской) – 150 лк;
  • для экспонатов больших размеров с высокой светостойкостью (мраморные или бронзовые скульптуры) – 200-300 лк;
  • для небольших по размерам предметов с высокой светостойкостью (украшения, ювелирные изделия, монеты, статуэтки, фарфор, оружие) – 300-500 лк;
  • для камней и драгоценных металлов – 500 лк.

В нормативных документах также прописаны требования по другим параметрам:

  • правильный подбор цветопередачи для точного восприятия цветов;
  • средняя мощность светового потока, что позволит исключить выгорание тканей и картин;
  • достаточное расстояние между источником света и экспонатом: если разместить лампу слишком близко к предмету, это может привести к его порче.

4. Принципы организации освещения.

Для каждого вида выставленных экспонатов применяются разные приемы освещения.

4.1 Освещение плоских объектов.

Для выделения отдельных деталей картины в зале применяют узконаправленное освещение, что придает ей драматичность. Регулирование контраста между темными и ярко освещенными участками играет ключевую роль в оформлении выставочного пространства. Хотя интерьер и архитектура также важны, они занимают здесь второстепенное место. Фокусированные лучи привлекают взгляд посетителей к объекту и сосредотачивают их внимание на произведении искусства. Используя различные линзы для изменения диаметра лучей, освещение можно настроить под изображения разных размеров.

На некоторых выставках применение только равномерного или исключительно направленного освещения слишком категорично. Комбинирование обеих этих концепций открывает новые перспективы. Равномерное освещение создает общий свет в помещении, обеспечивая хорошую видимость экспонатов на стенах. С другой стороны, направленный свет выделяет отдельные произведения и подчеркивает детали в скульптурах.

Светильники с широким лучом заливающего света подходят для подсветки крупных произведений и нескольких объектов. Этот вид освещения отлично подходит, например, для выделения группы картин, длинного стола или настенной полки. Использование одного светильника вместо нескольких поможет сэкономить на оформлении выставочного пространства.

4.2 Освещение объемных объектов.

Прямой свет от светильника с узкими лучами порождает четкие тени, которые подчеркивают формы объемных предметов. Положение источника света играет ключевую роль в формировании размеров и форм теней. Если свет падает на объект под острым углом на небольшом расстоянии, это приводит к появлению длинных и крупных теней. Обычно оптимальным углом падения света считается 30°, чтобы выделить детали скульптуры.

Экспозиционное освещение, основанное на направленном свете, создает резкий контраст между светом и тенью. Сфокусированные лучи направляют свет и создают волшебную обстановку, где отдельные элементы могут загадочно выделяться из мрака.

Для привлечения внимания к определенным деталям экспоната необходимы отблески, которые выделяют отдельные участки поверхности. Их яркость и местоположение могут меняться в зависимости от точки обзора.

Отражения также способствуют более глубокому восприятию объектов, подчеркивая их форму, контуры и текстуру. Их проявление зависит от направленности света, важность же интенсивности света здесь остается на втором плане. Поэтому светодиодные светильники с узким лучом света идеально подходят в качестве средства для яркого акцентированного освещения.

5. Типичные ошибки при освещении музеев и галерей.

Уникальные характеристики экспонатов, выставленных в галереях, музеях и на выставках, предъявляют высокие требования к системам освещения. Неправильная настройка освещения в таких пространствах может помешать посетителям ощутить те эмоции, которые задумали организаторы. 

Среди распространенных ошибок, которые могут возникнуть при проектировании освещения для музеев, галерей и выставок, можно выделить следующие:

- Использование источников света с низким индексом цветопередачи;

- Дизайн осветительных приборов, их цвет и форма не соответствуют общей эстетике помещения и экспонатов;

- Выбор осветительных устройств, создающих слишком яркий свет;

- Неправильное размещение и направление световых потоков, что может приводить к появлению резких теней или бликов на экспонатах.

6. Выбор осветительного оборудования.

Выбор освещения для выставок, галерей и музеев в значительной степени формирует впечатление, которое остаётся у посетителей после их визита. Поэтому при проектировании важно учитывать множество факторов, что требует индивидуального подхода и внимательной проработки каждой детали. 

Качество света является ключевым требованием, поэтому следует подбирать источники света и оборудование с соответствующими характеристиками для конкретных задач освещения. 

Идеальную цветопередачу, которая необходима для музеев, способны обеспечить светодиодные светильники с индексом Ra более 97. Они не выделяют вредных для выставочных экспонатов излучений, поэтому могут использоваться как для общего освещения, так и для акцентной подсветки. Светильники устанавливаются на шинопроводе под потолком.

7. Управление освещением в музее.  

Поскольку экспозиция может часто изменяться, важно иметь возможность удобного управления освещением и его автоматической настройки. Для этого можно применять различные компоненты системы контроля освещения по отдельности или в комбинации. Сюда входят датчики движения, реагирующие на присутствие, датчики, регулирующие уровень освещения или частично его отключающие в зависимости от яркости дневного света, предварительно настроенные сценарии освещения и многое другое.

В музеях могут быть использованы различные способы управления освещением:

  1. Разделение залов на зоны с разной яркостью света путем регулировки яркости отдельных светильников. Это позволяет создать драматические эффекты освещения для выставок или защитить экспонаты от излишнего света.
  2. Система управления освещением может записывать данные о работе светильников и уровне освещения экспонатов.
  3. Свет может автоматически включаться, выключаться или изменять свою яркость в зависимости от изменений в естественном освещении.
  4. Создание различных сцен освещения и динамических эффектов.

Управление освещением позволяет использовать уже установленные светильники для новых выставок, переназначил им функции. Система также контролирует работу осветительных приборов, оповещая о неисправностях и состоянии оборудования, что позволяет существенно сократить энергопотребление.

Одним из инструментов позволяющих реализовать современную систему управления освещением в музеях и галереях  стал протокол DALI.

Применение стандарта DALI позволяет создать гибкую систему управления освещением. Принадлежность устройств к группам и назначение им сценариев выполняется программно. Это значительно упрощает проектирование системы. Кроме того, можно без больших затрат изменять конфигурацию системы при ремонтных работах, реконструкции или расширении в здании. Систему управления освещением DALI можно проектировать независимо от электрических сетей системы освещения.

8. Помощь ГИК ПГС в освещении музеев.

При выборе надежной компании для освещения выставочных залов в галерее клиенты получают всестороннюю поддержку на различных этапах проектирования и обслуживания оборудования, включая осветительные приборы. Квалифицированные специалисты анализируют особенности экспозиции и характеристики выставочных помещений, после чего предлагают оптимальные решения для освещения.

Специалисты группы инжиниринговых компаний ГИК ПГС:

- для точного подбора оборудования и соблюдения норм освещенности в музеях и галереях, в соответствии с ГОСТ IEC-60598-2-22-2012, ГОСТ Р-55842-2013 и СП-52.13330.2011 выполнят светотехнические расчеты в Dialux

- разработают профессиональное аварийное и эвакуационное осветительное оборудование; 

- бесплатно проведут аудит проектной (рабочей документации) и подберут аналоги светотехнического оборудования

Помимо изготовления светильников и выполнения расчетов, наши технические специалисты могут разработать проектную/рабочую документацию системы электроснабжения и выполнить монтажные работы «под ключ» (имеются необходимые разрешительные документы, в том числе на высотные работы и СРО).

Контактная информация:

электронная почта: info@gik-pgs.ru

Офис г. Санкт-Петербург, тел. +7-812-660-51-56

Офис г. Москва, тел. +7-499-404-20-80

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы