Освещение мастерских (выделка меха, гончарные производства, художественная мастерская)

Главная страница » Основные направления работы » Освещение мастерских (выделка меха, гончарные производства, художественная мастерская)

Содержание: 

  1. Основные задачи освещения в мастерских
  2. Особенности рабочего освещения мастерских
  3. Аварийное освещение
  4. Помощь ГИК ПГС в выборе оборудования

Мастерская — это специализированное пространство, предназначенное для выполнения ручной или механической работы. Мастерские могут быть разными в зависимости от их назначения: столярные, слесарные, гончарные, ювелирные, художественные, ремонтные, выделка меха и т. д. В мастерских люди создают, ремонтируют или перерабатывают предметы, используя различные инструменты и оборудование.

Можно выделить основные функции мастерских:

  • Создание изделий — изготовление мебели, украшений, моделей или других объектов.
  • Ремонт — восстановление поврежденных вещей, таких как бытовая техника, машины или мебель.
  • Творческая работа — реализация художественных идей, включая скульптуру, живопись или дизайн.

Чтобы мастерская хорошо функционировала в ней нужно организовать качественное освещение. От качества освещения во многом зависит не только качество конечного результата, но и производительность труда и даже здоровье мастера, так как большинство мастерских связано с осуществлением работ высшей точности, необходимостью различать мельчайшие детали и элементы. Освещение в мастерской играет ключевую роль, так как оно напрямую влияет на качество работы, безопасность и комфорт.

1. Основные задачи освещения в мастерских:

  • Обеспечение четкой видимости 

При работе с мелкими деталями, инструментами и оборудованием важно видеть объект максимально четко. Это особенно важно для точных и кропотливых задач, таких как ювелирное дело, пайка, черчение, работа на станках или выделка меха. Свет должен быть равномерным, без затемненных участков. Также важно обеспечить высокую цветопередачу, для чего нужно использовать светильники с Ra 90-95.

Яркость должна соответствовать типу работ: от среднего уровня (300–500 люкс) для общих задач до высоких уровней (1000–1500 люкс) для мелкой и  высокоточной работы. Используются светильники с направленным светом или лампы с линзами, усиливающими поток света на нужную область.

Рассмотрим нормы освещенности для зрительной работы различной точности при малом контрасте объекта с фоном (самый плохой вариант) и большим контрастом согласно СП 52.13330.2016 (ред. от 28.12.2021):

Характеристика

зрительной

работы

Наименьший или

эквивалентный

размер

объекта

различения, мм

Разряд

зрительной

работы

Контраст

объекта с

фоном

Освещенность

UGR, не

более

Kп, %, не

более

при системе

комбинирован

ного освещения

при

системе

общего

освеще

ния

Всего

В том

числе от

общего

Наивысшей

точности

Менее

0,15

IМалый5000500-1910
Большой25003007501910

Очень высокой

точности

От 0,15

до 0,30

IIМалый4000400-2210
Большой20002005002210
Высокой точности

От 0,30

до 0,50

IIIМалый20002005002515
Большой7502003002515
Средней точности

Св. 0,5 до

1,0

IVМалый7502004002520
Большой4002002002520
Малой точностиСв. 1 до 5VМалый4002003002520
Большой--2002520

Грубая (очень

малой точности)

Более 5VIМалый--2002520
Большой--2002520

В помещениях где проводятся зрительные работы I - IV разрядов, применение локального освещения обязательно. 

На практике для большинства мастерских достаточно среднего уровня точности, параметр освещенности которого выбирается в диапазоне от 400 до 750 люкс.

  • Обеспечение комфортных и безопасных условий работы

Долгая работа при неподходящем освещении приводит к усталости глаз, головной боли и снижению концентрации. Это снижает производительность и увеличивает риск ошибок. 

Освещение должно быть равномерным, нужно избегать резких контрастов между светлыми и темными участками. Для этого используются светильники с рассеивателями или матовыми покрытиями, которые уменьшают резкость света. Рекомендуется выбирать светильники с нейтральной или холодной цветовой температурой (4000–6500K), которые имитируют естественный дневной свет и низким коэффициентом пульсации.

Плохое освещение может стать причиной травм, так как снижает видимость опасных зон, движущихся деталей и острых инструментов. В местах, где используются опасные станки, свет должен быть направленным и достаточно ярким, чтобы оператор мог контролировать процесс.

Важно предусмотреть резервное освещение (например, аварийные светильники) на случай отключения основного света.

2. Особенности освещения мастерских

  • Самым лучшим светом для выполнения любого вида работ является рассеянный солнечный свет, поэтому мастерские рекомендуется оборудовать в помещениях с большой площадью остекления. Если же такой возможности нет, необходимо обеспечить искусственное освещение, по своим характеристикам максимально приближенное к естественному – равномерный рассеянный общий свет.

  • Если помещения мастерских не имеют доступа естественного солнечного света, показатель уровня освещенности, создаваемой светильниками общего света в системе комбинированного освещения, следует повышать на одну ступень (согласно СП 52.13330.2016 (ред. от 28.12.2021) нормируемые значения освещенности в люксах, отличающиеся на одну ступень, следует принимать по шкале: 0,2; 0,3; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 10; 15; 20; 30; 40; 50; 75; 100; 150; 200; 300; 400; 500; 600; 750; 1000;1250; 1500; 2000; 2500; 3000; 3500; 4000; 4500; 5000). Практика показывает, что повышение уровня освещенности требуется и в случае темной отделки стен или потолка.
  • В мастерских, требующих правильного видения объемных предметов, например гончарное производства, требуется обеспечить также необходимый уровень цилиндрической освещенности, для чего средневзвешенный по поверхности коэффициент отражения стен должен быть не менее 40%, а потолка - не менее 50%.
  • Для мастерских, связанных с работой по различению цвета, например художественных или по выделке меха, необходимо выбирать светильники с высоким индексом цветопередачи, минимальная величина которого составляет Ra 90-95. Для остальных мастерских достаточно величины индекса 65 и выше.
  • При проектировании освещения некоторых мастерских необходимо учитывать индивидуальные особенности. Например, реставрационные мастерские часто работают со светочувствительными материалами, что накладывает жесткие требования к используемым светильникам. Необходимо строго следить за уровнем освещенности, временем экспозиции (облучения) и содержанием ИК и УФ составляющих в их спектре.

 3. Аварийное освещение

Аварийное освещение мастерских предусматривается на случай внезапного отключения электропитания рабочего освещения и служит для обеспечения эвакуации людей из здания.

Все аварийные светильники и эвакуационные указатели должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к конструкции, источникам света, иметь возможность для проверки исправности. Эвакуационные световые указатели должны удовлетворять требованиям к яркости табло, и обеспечивать предельное равномерное распределения яркости на плоскости табло. 

Все световое оборудование должно размещаться в соответствии с установленными правилами, в определенных местах, с соблюдением дистанции распознавания:

  • в коридорах и проходах по путям эвакуации
  • на лестничных маршах 
  • в зоне каждого изменения направления пути
  • в местах изменения уровня пола или покрытия  

4. Помощь ГИК ПГС в выборе оборудования

Для общего освещения мастерских рекомендуется использовать энергоэффективные источники света. Работа в мастерской может быть длительной, и использование энергозатратных ламп значительно увеличивает расходы. При выборе светильников равной мощности предпочтение отдается тем, которые имеют большую световую отдачу и срок службы. 

Оптимальной для работы мастерских цветовой температурой светильников считается 4000 К нейтрального белого света. При работах со стеклянными или блестящими поверхностями стоит остановить свой выбор на осветительных приборах с матовым или прозрачными рассеивателями света.

Специалисты группы инжиниринговых компаний ГИК ПГС:

- для точного подбора оборудования и соблюдения норм освещенности в различных мастерских, в соответствии с ГОСТ IEC-60598-2-22-2012, ГОСТ Р-55842-2013 и СП-52.13330.2011 выполнят светотехнические расчеты в Dialux

- разработают профессиональное аварийное и эвакуационное осветительное оборудование; 

- бесплатно проведут аудит проектной (рабочей документации) и подберут аналоги светотехнического оборудования

Помимо изготовления светильников и выполнения расчетов, наши технические специалисты могут разработать проектную/рабочую документацию системы электроснабжения и выполнить монтажные работы «под ключ» (имеются необходимые разрешительные документы, в том числе на высотные работы и СРО).

Контактная информация:

электронная почта: info@gik-pgs.ru

Офис г. Санкт-Петербург, тел. +7-812-660-51-56

Офис г. Москва, тел. +7-499-404-20-80

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы