Содержание: 

  1. Принципы строения ледовых площадок
  2. Особенности освещения ледовых площадок.
  3. Виды освещения ледовых арен.
  4. Нормы освещения ледовых площадок.
  5. Особенности освещения ледовых (хоккейных) площадок при проведении телетрансляции.
  6. Выбор осветительного оборудования.
  7. Помощь ГИК ПГС в освещении ледовых арен.

1. Принципы строения ледовых площадок.  
В соответствии с международной классификацией, крытые ледовые арены можно разделить на три группы:

 Крупные комплексы с трибунами, рассчитанными на 5 000–20 000 зрителей. Такие объекты также называют спортивно-концертными комплексами, ледовыми дворцами, большими спортивными аренами или дворцами спорта.

 Ледовые арены среднего размера с трибунами, вмещающими от 500 до 5 000 зрителей.

 Клубные и тренировочные ледовые арены, рассчитанные на 500 зрителей или меньше.

Ледовая арена с числом мест более 5 000 — это уже серьёзный объект недвижимости, который может быть использован для проведения соревнований федерального уровня среди профессиональных спортсменов. Именно на таких стадионах проводятся соревнования Высшей хоккейной лиги и КХЛ.

Ледовые площадки могут быть как открытыми, так и крытыми. Они также могут быть универсальными или специализированными для одного вида спорта. На универсальных площадках проводятся тренировки и соревнования по хоккею, фигурному катанию, бегу на коньках, керлингу, а также массовое катание любителей различных видов спорта.

2. Особенности освещения ледовых площадок.

Организация освещения на ледовой арене — это сложная задача, требующая тщательного подхода и соблюдения множества правил и параметров. Необходимо учесть как объективные технические требования, так и субъективные аспекты, которые влияют на комфорт игроков и зрителей.

  • В проектах освещения необходимо предусмотреть различные режимы работы осветительных приборов:
  •  режим игры или соревнований с трансляцией в высоком разрешении;
  •  режим игры без трансляции или с менее строгими требованиями к видеосъёмке;
  • дежурный режим для обслуживания и уборки арены;
  •  тренировочный режим;
  • режим светодинамической шоу-программы.

Концепция освещения ледовых арен в целом схожа с концепцией освещения других спортивных сооружений, но есть и важные нюансы.

2.1. Чистый белый свет

На ледовой арене цвет льда имеет большое значение. Для его окраски используется специальная краска, которую наносят после формирования первых двух слоёв льда.

Искусственное освещение может иметь нежелательные цветовые оттенки, когда световой поток, проходя через линзу или отражатель, плохо смешивается. В результате на выходе из светильника свет может иметь оттенки разных цветов (жёлтого, голубого и других). Этот эффект называется «колоршифтинг».

Идеальным цветом для ледовой арены является ярко-белый, на котором спортсмены будут выглядеть наилучшим образом. Этот аспект следует учитывать при выборе осветительного оборудования.

2.2. Слепящий свет и блики

Из-за того, что лёд хорошо отражает свет, возникает проблема с бликами. Чтобы этого избежать, нужно тщательно выбирать места для установки осветительных приборов и правильно направлять их.

2.3. Изменение отражающей способности льда во время игры

Свежезалитый лёд отражает до 70% света. Но после интенсивных сражений, когда лёд «плавится», этот показатель может снизиться до 30%. Для расчёта уровня освещенности используются средние значения в диапазоне от 40% до 50%.

2.4. Освещение с учётом хоккейных бортов

При неправильной установке и настройке прожекторного оборудования хоккейные борта могут создавать тень по краю площадки, иногда очень глубокую. Это распространённая ошибка при проектировании освещения ледовых арен, которая влияет на восприятие игры.

2.5. Различные режимы для разных целей

Для тренировок и соревнований требуется разный уровень освещённости ледовой площадки. Поэтому создаётся несколько сценариев: дежурный режим, тренировка, игра без телевизионной трансляции и игра с трансляцией. Выбор сценария освещения зависит от задачи.

Во время тренировок и соревнований без телевизионной трансляции часть светильников отключается для экономии электроэнергии и продления срока службы оборудования. Важно, чтобы при этом не возникало градиента и не нарушалась равномерность освещения.

2.6. Освещение ледового стадиона должно быть строго симметричным.

В отличие от футбольных полей, где допускается соотношение света 60/40, освещение ледовой арены должно быть строго симметричным по соотношению сторон 50/50. Это может вызвать трудности с размещением и направлением источников света, поскольку мостики и конструкции для обслуживания инженерного оборудования не всегда расположены симметрично.

2.7. Световые эффекты

Ледовая арена — это не только место для спортивных соревнований, но и площадка для развлечения тысяч зрителей. Матч может сопровождаться различными световыми эффектами, повторами, выходами спортсменов на площадку и награждением.

Для создания атмосферы и шоу-освещения необходимо обеспечить динамическое управление освещением. Это можно сделать с помощью специальных контроллеров, например, DMX.

  1. Виды  освещения ледовых арен. 

3.1 Освещение основной ледовой арены.

В настоящее время для освещения основной ледовой арены используются металлогалогенные лампы. Они обеспечивают цветовую температуру в диапазоне от 5200 до 7500 К и имеют индекс цветопередачи не менее 90%.

Количество ламп, необходимых для освещения основной и дополнительных площадок ледового дворца, определяется на основе светотехнического проекта освещения. В этом проекте учитываются все параметры, включая размеры стадиона, высоту потолков, архитектуру здания и другие факторы.

3.2 Освещение трибун.

Важно также обеспечить комфортное освещение на трибунах ледовой арены. Свет на трибунах не должен контрастировать с освещением ледового поля, чтобы не отвлекать внимание зрителей от игры. Однако гости и болельщики должны чувствовать себя комфортно, перемещаясь по трибунам.

Уровень средней горизонтальной освещенности трибун для зрителей – 50 лк. Однако для ТВ-показа зрителей крупным планом освещение трибун требуется значительно увеличивать:

  • в режиме телетрансляции стандартной четкости до 500 лк;
  • в режиме телетрансляции высокой четкости до 750 лк.

Зоны определяются заданием на проектирование в пределах 20% площади трибуны. КХЛ регламентирует уровень освещенности первых 8 трибун. Он должен быть не менее чем 40% от среднего значения.

3.3 Аварийное освещение.

В процессе организации освещения ледового поля необходимо предусмотреть аварийное освещение.

Аварийное освещение на спортивных объектах играет важную роль в случае внезапного отключения основного освещения. Оно помогает эвакуировать зрителей, предотвращает панику и обеспечивает безопасность спортсменов во время соревнований.

Для спортивных сооружений используются различные типы аварийного освещения:

  • Освещение путей эвакуации;
  • Антипаническое освещение на открытых пространствах;
  • Освещение зон повышенной опасности.

Освещение путей эвакуации используется в коридорах и проходах, по которым осуществляется выход людей из здания.

3.4 Антипаническое освещение

В местах, где проходят занятия спортом и соревнования, а также на открытых площадках площадью более 60 квадратных метров, монтируется система антипанического освещения.

Её задача — предотвратить панику, помочь людям сориентироваться в пространстве и обеспечить безопасный выход к местам эвакуации.

Если пути эвакуации проходят через открытые пространства, то в таких местах используется антипаническое освещение и локализованное освещение эвакуационных путей.

Хоккей — это вид спорта, где высок риск получения травм. Поэтому внезапное отключение рабочего освещения может привести к серьёзным последствиям. На спортивных площадках, где проводятся соревнования, устанавливается аварийное освещение в зонах повышенного риска.

  1. Нормы освещения ледовых площадок.

При проектировании можно использовать СП 52.1330.2016 (свод правил на естественное и искусственное освещение). Нормы электрического освещения спортивных объектов представлены в ВСН 1-73. Согласно таблице 1, наименьшая освещенность профессиональных ледовых арен должна составлять не менее 500 лк на уровне льда.
  Согласно СП 440.1325800.2018 «Спортивные сооружения. Проектирование естественного и искусственного освещения» в зависимости от значимости спортивных соревнований и игр предусматриваются три класса освещения спортивных сооружений:

 

Категория спортивного освещенияУровень соревнования, спортивно-массового мероприятияКласс освещения
  IIIIII
АМеждународные и всероссийские, физкультурные мероприятия и спортивные соревнования+  
ВМежрегиональные физкультурные и спортивные мероприятия, а также субъектов РФ++ 
Местные физкультурные и спортивные мероприятия, спортивные занятия маломобильных групп населения+++
СТренировки ++
Отдых (оздоровительные соревнования и спортивное обучение)  +

 

Для крытых сооружений каждому классу освещения соответствуют свои нормы:

  • 200 люкс для катания на коньках;
  • 300 люкс для хоккейных тренировок;
  • 500 до 750 люкс для проведения игр и чемпионатов.
  1. Особенности освещения ледовых (хоккейных) площадок при проведении телетрансляции.

Для ледовых арен, особенно тех, где проходят соревнования, существуют стандарты, установленные техническими регламентами КХЛ и ФХР. Эти стандарты предъявляют более строгие требования к освещённости, поскольку это необходимо для телевизионной трансляции соревнований. Однако эти требования являются самыми современными.

Последние изменения в технический регламент КХЛ были внесены в 2020 году. Согласно пункту 1.40 этого документа, средняя горизонтальная освещённость на уровне льда во время соревнований должна составлять 750 люкс (без учёта телевизионной трансляции). Соотношение минимальной освещённости к средней должно быть не менее 0,7. Эти значения были утверждены в соответствии с протоколом заседания Совета директоров ООО «КХЛ» №85 от 04.07.2018. 

В нем же приведены другие обновленные нормы:
 1. Средняя вертикальная освещенность на уровне 1,5 м от поверхности льда по направлению к ведущей телевизионной камере должна быть не менее 2500 лк (значение выросло на 25% – было 2000 лк), к второстепенным – не менее 1800 лк (показатель увеличился на 125% - было 800 лк)

2. Коэффициент равномерности вертикальной освещенности по направлению к основной камере телесъемки должен быть не менее 0,8, к второстепенным – не менее 0,6. Коэффициент равномерности горизонтальной освещенности тоже должен быть не менее 0,8.

3.Коэффициент пульсации светового потока от светильников не должен превышать 1%.

4. Оснащение современными источниками света с индексом цветопередачи Ra не менее 80 и цветовой температурой не менее 5600 К.

Фактические параметры освещенности указывают в акте соответствия спортивного сооружения требованиям технического регламента. В аналогичном документе ФХР принята та же горизонтальная освещенность (750 лк). 

Вертикальная чуть ниже: 1500 лк – по направлению к главной камере телевизионной трансляции, 800 лк – по направлению к второстепенным камерам. Коэффициент неравномерности освещенности тоже чуть ниже – не менее 0,7 для вертикальной.

  1. Выбор осветительного оборудования.

В настоящее время ледовые арены массово переходят на светодиодные источники света. Причин перехода несколько:

  • Экономия электроэнергии.

Она может составлять в среднем 30-40% по сравнению с лампами МГЛ и ЛЛ.

  • Снижение выделения тепла.

Светодиодный светильник выделяет тепло, но благодаря радиатору оно отводится в заднюю часть корпуса, в отличие от ламп МГЛ, которые нагревают стекло. Это позволяет снизить расходы на поддержание микроклимата при использовании светодиодных светильников по сравнению с лампами МГЛ.

  • Управление освещением и диммирование.

Использование светодиодных источников света, которые быстро включаются и позволяют плавно регулировать яркость, позволяет эффективно управлять освещением с помощью контроллеров, работающих по различным протоколам, таким как DALI или DMX (DMX-RDM).

Теперь нет необходимости включать все светильники одновременно. Для достижения желаемого эффекта достаточно настроить яркость в диапазоне от 0 до 100%.

Возможность регулировать яркость и мощность светильников также способствует увеличению их срока службы. Это связано с тем, что снижается нагрузка на светодиоды, что, в свою очередь, продлевает их срок работы.

  • Долгий срок службы.

50000 часов – номинальный срок для светодиодных источников света против 4000 часов для МГЛ мощностью 1-2 кВт.

  • Отсутствие пульсации.

Для газоразрядных ламп этот показатель может варьироваться от 10 до 30%, а для люминесцентных — от 1 до 10%. В то же время для светодиодных источников он не превышает 1%.

Поскольку новый технический регламент Континентальной хоккейной лиги считает этот параметр ключевым для игр с трансляцией по телевидению, можно с уверенностью утверждать, что газоразрядные прожекторы скоро полностью исчезнут с хоккейных ледовых арен.

Для спортивных сооружений с небольшим количеством осветительного оборудования хорошо подойдут автономные светильники и указатели для эвакуации со встроенным аккумулятором.

На крупных спортивных комплексах, где количество аварийных светильников превышает 200 единиц, целесообразно рассмотреть возможность применения централизованных систем аварийного освещения. Это решение позволяет значительно сократить расходы на обслуживание аварийного освещения и предоставляет широкие возможности для управления, мониторинга, интеграции с системами автоматизации и диспетчеризации объекта.

  1. Помощь ГИК ПГС в освещении ледовых арен.

Специалисты группы инжиниринговых компаний ГИК ПГС:

- для точного подбора оборудования и соблюдения норм освещенности ледовых арен, в соответствии с ГОСТ IEC-60598-2-22-2012, ГОСТ Р-55842-2013 и СП-52.13330.2011 выполнят светотехнические расчеты в Dialux

- разработают профессиональное аварийное и эвакуационное осветительное оборудование; 

- бесплатно проведут аудит проектной (рабочей документации) и подберут аналоги светотехнического оборудования

Мы имеем опыт реализации подобного оборудования

Кроме изготовления светильников и выполнения расчётов, наши технические специалисты могут разработать проектную/рабочую документацию системы электроснабжения и выполнить монтажные работы под ключ (имеются необходимые допуски, включая высотные работы и СРО).

Контактная информация:

электронная почта: info@gik-pgs.ru

Офис г. Санкт-Петербург, тел. +7-812-660-51-56

Офис г. Москва, тел. +7-499-404-20-80

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы