Освещение гипер и супермаркетов

Качественно подобранный свет способен направлять и вдохновлять людей, менять их настроение, увеличивать вероятность покупки того или иного товара и даже оказывать влияние на физиологические реакции организма. С помощью освещения и световых эффектов можно полностью изменить восприятие пространства, форму и размеры помещения.

Освещение серьезно влияет на пути движения посетителей по торговому залу, а также определяет удобство выбора и сравнения товаров. Хорошее освещение способно показать интересные детали товара, подчеркнуть его особенности и скрыть недостатки, обратить внимание посетителей на акционные товара, а плохое – спрятать внимание и уменьшить прибыль магазина, разрушив форму и цветовую гамму товара. Розничные продажи связаны с освещением напрямую. Свет является мощнейшим средством привлечение внимания. Только за счет создания светового акцента в каком-либо месте зала можно увеличить продажи в этой точке на 20-60%.

Освещение магазина является чрезвычайно важным фактором, влияющим на успех в продажах товаров. Устройство качественного торгового освещения — это инвестиции, которые довольно быстро окупаются за счет увеличения объемов торговли и экономии потребляемой электроэнергии.

Правильно организованное освещение магазина позволяет представить товар в наиболее выгодном свете и привлечь внимание покупателя. Не уделяя должного внимания такому моменту, как освещение торговых залов и витрин, Вы рискуете потерять потенциальных клиентов.

Освещение в розничной торговле играет четыре главные роли:

  1. используется, чтобы обратить внимание покупателей на определенные предметы, витрины;
  2. сформировать мнение покупателей о стиле и назначении магазина, создать необходимую атмосферу;
  3. для направления потоков покупателей по всему торговому залу в нужном направлении;
  4. для определенной подсветки групп товаров, чтобы подчеркнуть их качество, красоту, цвета и другие важные характеристики.

Основные принципы организации освещения:

Освещение супер- и гипермаркетов преимущественно техническое (функциональное). Как правило, при проектировании системы освещения для большого магазина больше думают об экономичности и эффективности, чем о комфорте. Между тем, исследования показывают, что атмосфера, созданная в магазине с помощью освещения, сильно влияет на покупательское поведение и обуславливает количество покупок. Комфортный свет позволяет покупателю находиться в магазине гораздо дольше, что позволяет существенно повысить уровень продаж, а применение современного осветительного оборудования дает возможность сократить расходы на освещение за счет снижения потребления электроэнергии и эксплуатационных расходов.

Освещение гипер- и супермаркетов разрабатывается с учетом четкого зонирования масштабного пространства. Для этого применяется комбинированное освещение из общего и акцентного света. Общее освещение располагается на уровне предполагаемого потолка и создает равномерный, заливающий свет, близкий по восприятию к естественному, дневному. Акцентное освещение выполняет функцию зонирования пространства, выделения прилавков и конкретных товаров, оно позволяет покупателю ориентироваться в ассортименте. 

Акцентное освещение играет важную роль в презентации представленной продукции. Оно помогает привлечь внимание к отдельным зонам и группам товаров (например, свежей выпечки или кулинарии), а также акциям или распродажам. Яркость акцентного освещения на 50% выше, чем общего. Оно должно быть направлено на товары так, чтобы подчеркивать их выгодные стороны. При выборе цветовой температуры светильников стоит учитывать, что яркий холодный свет ассоциируется у покупателей с дешевыми товарами. 

Если в торговом помещении имеются отделы с разными продуктами, то достаточно сложно организовать правильное освещение. Для хлеба больше подходят источники света с теплым спектром, для рыбы наоборот с холодным, для витрин с мясом не подходит ни первый ни второй вариант. Часто для освещения мяса применяются светильники с холодными источниками света. В холодном свете любое мясо выглядит не аппетитным, поверхность мяса приобретает зеленый или синий оттенок. Для коррекции этого эффекта повсеместно применяются корректирующие светофильтры. Главная причина такого решения – желание владельцев магазинов продемонстрировать на прилавке товар в наиболее выигрышном свете. Так, для хлебобулочных изделий применяется желтый светофильтр, фрукты и овощи – оранжевым или зеленым, а мясная продукция –  красным. Этот прием позволяет увеличить визуальную привлекательность товара. В косметическом отделе и зоне алкогольной продукции стремятся минимизировать блики и исключить резкие светотеневые контрасты.

Линейные светодиодные светильники с матовыми рассеивателями обеспечивают максимальную равномерность освещения торговых стеллажей и энергоэффективность системы. Ниже показано освещение с использование линейных светильников и их внешний вид.

Для акцентной подсветки могут использоваться также светодиодные прожекторы, которые рекомендуется устанавливать на шинопровод, что позволяет сделать систему акцентного света более гибкой и мобильной.

Ниже показано освещение с использование трековых прожекторов и их внешний вид.

При разработке проекта освещения гипермаркета следует учитывать показатель энергоэффективности светильников, легкость монтажа, возможность легкого регулирования направления светового луча, устойчивость к воздействию пыли и влаги, продолжительный срок службы. 

Прежде всего в магазине должен быть равномерный общий свет при достаточно высоком уровне освещенности (400-1000 лк) и качестве цветопередачи (не менее Ra≥80) используемых источников света. Относительно цветовой температуры, предпочтительным является использование светильников с нейтральной цветовой температурой (4000-4500К).

 

Согласно СП 52.13330.2016 (ред. от 28.12.2021) для освещения предприятий розничной и мелкооптовой торговли предъявляются следующие требования:

Помещение Рабочая плоскость Средняя

освещен-ность, лк

Равномерность

распределения

освещенности, не менее

Объединенный показатель

дискомфорта, не более

Коэффициент пульсации 

освещенности, Kп, %, не более

Индекс

цветопередачи

источников

света Ra

Торговые залы супермаркетов,

магазинов самообслуживания

Г-0,8 400 0,4 19 10 85
Торговые залы магазинов без

самообслуживания

продовольствен-

ных и непродо-

вольственных товаров

Г-0,8 300 0,4 22 15 85
Залы демонстрации новых товаров Г-0,8 400 19 85
Помещения отделов заказов,

бюро обслуживания

Г-0,8 300 22 20 85
Помещения касс, кассовая

зона

Г-0,8 500 0,6 19 15 80

В торговых залах и залах демонстрации новых товаров также нормируется цилиндрическая освещенность. Норма — 100 лк.

Как известно, яркий свет способствует активизации покупательских потоков, что для больших магазинов очень актуально. Однако чрезмерная освещенность вызывает зрительный дискомфорт и быструю утомляемость покупателей, поэтому не рекомендуется сильно завышать уровень освещенности. Специалисты считают, что зона комфорта ограничивается освещенностью в 2000 лк. 

Среди важных особенностей освещения в супермаркете также можно отметить следующее:

  • При проектировании освещения до размещения прилавков и стеллажей необходимо закладывать запас 30-40%, поскольку они служат преградой для распространения света.
  • Для лучшего освещения товара рекомендуется располагать торговое оборудование вдоль линии подвеса светильников.
  • Особое внимание необходимо уделить кассовой зоне. Это важно не только для активизации потоков покупателей, но и для создания условия для качественной работы кассиров.
  • Для качественного представления товаров индекс цветопередачи светильников (Ra) должен быть не ниже 85. Особенно важен высокий индекс для освещения овощей. Это визуально делает их более сочными и спелыми.
  • Для зонирования пространства торгового зала можно использовать разное световое оборудование, например, одно- и трехфазные трековые светильники.

Освещение в магазинах не только выполняет функциональные задачи, но также оказывает влияние на общее восприятие магазина и может повлиять на поведение покупателей. Таким образом, разработка эффективной системы освещения является важным аспектом в магазинном дизайне и управлении.

Специалисты группы инжиниринговых компаний ГИК ПГС:

— для точного подбора оборудования и соблюдения норм освещенности на объекте, в соответствии с ГОСТ IEC-60598-2-22-2012, ГОСТ Р-55842-2013 и СП-52.13330.2011 выполнят светотехнические расчеты в Dialux

— разработают профессиональное аварийное и эвакуационное осветительное оборудование; 

— проведут аудит текущих проектов

Мы имеем опыт реализации подобного оборудования

Кроме изготовления светильников и выполнения расчётов, наши технические специалисты могут разработать проектную/рабочую документацию системы электроснабжения и выполнить монтажные работы под ключ (имеются необходимые допуски, включая высотные работы и СРО).

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы