Будем рады ответить на Ваши вопросы
Оценить стоимость проекта. Подобрать оборудование. Помочь в разработке проекта
Качественно подобранный свет способен направлять и вдохновлять людей, менять их настроение, увеличивать вероятность покупки того или иного товара и даже оказывать влияние на физиологические реакции организма. С помощью освещения и световых эффектов можно полностью изменить восприятие пространства, форму и размеры помещения.
Освещение серьезно влияет на пути движения посетителей по торговому залу, а также определяет удобство выбора и сравнения товаров. Хорошее освещение способно показать интересные детали товара, подчеркнуть его особенности и скрыть недостатки, обратить внимание посетителей на акционные товара, а плохое – спрятать внимание и уменьшить прибыль магазина, разрушив форму и цветовую гамму товара. Розничные продажи связаны с освещением напрямую. Свет является мощнейшим средством привлечение внимания. Только за счет создания светового акцента в каком-либо месте зала можно увеличить продажи в этой точке на 20-60%.
Освещение магазина является чрезвычайно важным фактором, влияющим на успех в продажах товаров. Устройство качественного торгового освещения — это инвестиции, которые довольно быстро окупаются за счет увеличения объемов торговли и экономии потребляемой электроэнергии.
Правильно организованное освещение магазина позволяет представить товар в наиболее выгодном свете и привлечь внимание покупателя. Не уделяя должного внимания такому моменту, как освещение торговых залов и витрин, Вы рискуете потерять потенциальных клиентов.
Освещение в розничной торговле играет четыре главные роли:
Основные принципы организации освещения:
Освещение супер- и гипермаркетов преимущественно техническое (функциональное). Как правило, при проектировании системы освещения для большого магазина больше думают об экономичности и эффективности, чем о комфорте. Между тем, исследования показывают, что атмосфера, созданная в магазине с помощью освещения, сильно влияет на покупательское поведение и обуславливает количество покупок. Комфортный свет позволяет покупателю находиться в магазине гораздо дольше, что позволяет существенно повысить уровень продаж, а применение современного осветительного оборудования дает возможность сократить расходы на освещение за счет снижения потребления электроэнергии и эксплуатационных расходов.
Освещение гипер- и супермаркетов разрабатывается с учетом четкого зонирования масштабного пространства. Для этого применяется комбинированное освещение из общего и акцентного света. Общее освещение располагается на уровне предполагаемого потолка и создает равномерный, заливающий свет, близкий по восприятию к естественному, дневному. Акцентное освещение выполняет функцию зонирования пространства, выделения прилавков и конкретных товаров, оно позволяет покупателю ориентироваться в ассортименте.
Акцентное освещение играет важную роль в презентации представленной продукции. Оно помогает привлечь внимание к отдельным зонам и группам товаров (например, свежей выпечки или кулинарии), а также акциям или распродажам. Яркость акцентного освещения на 50% выше, чем общего. Оно должно быть направлено на товары так, чтобы подчеркивать их выгодные стороны. При выборе цветовой температуры светильников стоит учитывать, что яркий холодный свет ассоциируется у покупателей с дешевыми товарами.
Если в торговом помещении имеются отделы с разными продуктами, то достаточно сложно организовать правильное освещение. Для хлеба больше подходят источники света с теплым спектром, для рыбы наоборот с холодным, для витрин с мясом не подходит ни первый ни второй вариант. Часто для освещения мяса применяются светильники с холодными источниками света. В холодном свете любое мясо выглядит не аппетитным, поверхность мяса приобретает зеленый или синий оттенок. Для коррекции этого эффекта повсеместно применяются корректирующие светофильтры. Главная причина такого решения – желание владельцев магазинов продемонстрировать на прилавке товар в наиболее выигрышном свете. Так, для хлебобулочных изделий применяется желтый светофильтр, фрукты и овощи – оранжевым или зеленым, а мясная продукция – красным. Этот прием позволяет увеличить визуальную привлекательность товара. В косметическом отделе и зоне алкогольной продукции стремятся минимизировать блики и исключить резкие светотеневые контрасты.
Линейные светодиодные светильники с матовыми рассеивателями обеспечивают максимальную равномерность освещения торговых стеллажей и энергоэффективность системы. Ниже показано освещение с использование линейных светильников и их внешний вид.
Для акцентной подсветки могут использоваться также светодиодные прожекторы, которые рекомендуется устанавливать на шинопровод, что позволяет сделать систему акцентного света более гибкой и мобильной.
Ниже показано освещение с использование трековых прожекторов и их внешний вид.
При разработке проекта освещения гипермаркета следует учитывать показатель энергоэффективности светильников, легкость монтажа, возможность легкого регулирования направления светового луча, устойчивость к воздействию пыли и влаги, продолжительный срок службы.
Прежде всего в магазине должен быть равномерный общий свет при достаточно высоком уровне освещенности (400-1000 лк) и качестве цветопередачи (не менее Ra≥80) используемых источников света. Относительно цветовой температуры, предпочтительным является использование светильников с нейтральной цветовой температурой (4000-4500К).
Согласно СП 52.13330.2016 (ред. от 28.12.2021) для освещения предприятий розничной и мелкооптовой торговли предъявляются следующие требования:
Помещение | Рабочая плоскость | Средняя
освещен-ность, лк |
Равномерность
распределения освещенности, не менее |
Объединенный показатель
дискомфорта, не более |
Коэффициент пульсации
освещенности, Kп, %, не более |
Индекс
цветопередачи источников света Ra |
Торговые залы супермаркетов,
магазинов самообслуживания |
Г-0,8 | 400 | 0,4 | 19 | 10 | 85 |
Торговые залы магазинов без
самообслуживания продовольствен- ных и непродо- вольственных товаров |
Г-0,8 | 300 | 0,4 | 22 | 15 | 85 |
Залы демонстрации новых товаров | Г-0,8 | 400 | — | 19 | — | 85 |
Помещения отделов заказов,
бюро обслуживания |
Г-0,8 | 300 | — | 22 | 20 | 85 |
Помещения касс, кассовая
зона |
Г-0,8 | 500 | 0,6 | 19 | 15 | 80 |
В торговых залах и залах демонстрации новых товаров также нормируется цилиндрическая освещенность. Норма — 100 лк.
Как известно, яркий свет способствует активизации покупательских потоков, что для больших магазинов очень актуально. Однако чрезмерная освещенность вызывает зрительный дискомфорт и быструю утомляемость покупателей, поэтому не рекомендуется сильно завышать уровень освещенности. Специалисты считают, что зона комфорта ограничивается освещенностью в 2000 лк.
Среди важных особенностей освещения в супермаркете также можно отметить следующее:
Освещение в магазинах не только выполняет функциональные задачи, но также оказывает влияние на общее восприятие магазина и может повлиять на поведение покупателей. Таким образом, разработка эффективной системы освещения является важным аспектом в магазинном дизайне и управлении.
Специалисты группы инжиниринговых компаний ГИК ПГС:
— для точного подбора оборудования и соблюдения норм освещенности на объекте, в соответствии с ГОСТ IEC-60598-2-22-2012, ГОСТ Р-55842-2013 и СП-52.13330.2011 выполнят светотехнические расчеты в Dialux
— разработают профессиональное аварийное и эвакуационное осветительное оборудование;
— проведут аудит текущих проектов
Мы имеем опыт реализации подобного оборудования
Кроме изготовления светильников и выполнения расчётов, наши технические специалисты могут разработать проектную/рабочую документацию системы электроснабжения и выполнить монтажные работы под ключ (имеются необходимые допуски, включая высотные работы и СРО).
Вы не можете скопировать содержимое этой страницы