Освещение гипер и супермаркетов

Содержание:

  1. Цели  и задачи освещения в супер и гипермаркетах
  2. Принципы организации освещения в супер и гипермаркетах.
  3. Аварийное освещение в супер и гипермаркетах. 
  4. Нормы освещенности в супер и гипермаркетах.
  5. Типичные ошибки в освещении супер и гипермаркетов.
  6. Выбор осветительного оборудования для супер и гипермаркета.
  7. Помощь ГИК ПГС в подборе освещения для супер и гипермаркетов.

  1. Цели и задачи освещения в супер и гипермаркетах.

Качественно подобранный свет способен направлять и вдохновлять людей, менять их настроение, увеличивать вероятность покупки того или иного товара и даже оказывать влияние на физиологические реакции организма. С помощью освещения и световых эффектов можно полностью изменить восприятие пространства, форму и размеры помещения.

Освещение серьезно влияет на пути движения посетителей по торговому залу, а также определяет удобство выбора и сравнения товаров.

Хорошее освещение способно показать интересные детали товара, подчеркнуть его особенности и скрыть недостатки, обратить внимание посетителей на акционные товара, а плохое – спрятать внимание и уменьшить прибыль магазина, разрушив форму и цветовую гамму товара. Розничные продажи связаны с освещением напрямую. Свет является мощнейшим средством привлечение внимания. Только за счет создания светового акцента в каком-либо месте зала можно увеличить продажи в этой точке на 20-60%.

Освещение отдела овощей в супермаркете

Общее освещение гипермаркета

Освещение магазина является чрезвычайно важным фактором, влияющим на успех в продажах товаров. Устройство качественного торгового освещения - это инвестиции, которые довольно быстро окупаются за счет увеличения объемов торговли и экономии потребляемой электроэнергии.

Правильно организованное освещение магазина позволяет представить товар в наиболее выгодном свете и привлечь внимание покупателя. Не уделяя должного внимания такому моменту, как освещение торговых залов и витрин, Вы рискуете потерять потенциальных клиентов.

Освещение в розничной торговле играет четыре главные роли:

  1. используется, чтобы обратить внимание покупателей на определенные предметы, витрины;
  2. сформировать мнение покупателей о стиле и назначении магазина, создать необходимую атмосферу;
  3. для направления потоков покупателей по всему торговому залу в нужном направлении;
  4. для определенной подсветки групп товаров, чтобы подчеркнуть их качество, красоту, цвета и другие важные характеристики.

Освещение отдела продукции

  1. Принципы организации освещения в супер и гипермаркетах.

Освещение супер- и гипермаркетов преимущественно:

  1. Техническое (функциональное). Как правило, при проектировании системы освещения для большого магазина больше думают об экономичности и эффективности, чем о комфорте. Между тем, исследования показывают, что атмосфера, созданная в магазине с помощью освещения, сильно влияет на покупательское поведение и обуславливает количество покупок. Комфортный свет позволяет покупателю находиться в магазине гораздо дольше, что позволяет существенно повысить уровень продаж, а применение современного осветительного оборудования дает возможность сократить расходы на освещение за счет снижения потребления электроэнергии и эксплуатационных расходов.
  2. Общее освещение располагается на уровне предполагаемого потолка и создает равномерный, заливающий свет, близкий по восприятию к естественному, дневному. Акцентное освещение выполняет функцию зонирования пространства, выделения прилавков и конкретных товаров, оно позволяет покупателю ориентироваться в ассортименте.

Общее освещение супермаркета

3. Акцентное освещение играет важную роль в презентации представленной продукции. Оно помогает привлечь внимание к отдельным зонам и группам товаров (например, свежей выпечки или кулинарии), а также акциям или распродажам. Яркость акцентного освещения на 50% выше, чем общего. Оно должно быть направлено на товары так, чтобы подчеркивать их выгодные стороны. При выборе цветовой температуры светильников стоит учитывать, что яркий холодный свет ассоциируется у покупателей с дешевыми товарами. 

Акцентное освещение в супер и гипермаркетах

Если в торговом помещении имеются отделы с разными продуктами, то достаточно сложно организовать правильное освещение. Для хлеба больше подходят источники света с теплым спектром, для рыбы наоборот с холодным, для витрин с мясом не подходит ни первый ни второй вариант. Так, для хлебобулочных изделий применяется желтый светофильтр, фрукты и овощи – оранжевым или зеленым, а мясная продукция –  красным. Этот прием позволяет увеличить визуальную привлекательность товара. В косметическом отделе и зоне алкогольной продукции стремятся минимизировать блики и исключить резкие светотеневые контрасты.

Среди важных особенностей освещения в супермаркете также можно отметить следующее:

  • При проектировании освещения до размещения прилавков и стеллажей необходимо закладывать запас 30-40%, поскольку они служат преградой для распространения света.
  • Для лучшего освещения товара рекомендуется располагать торговое оборудование вдоль линии подвеса светильников.
  • Особое внимание необходимо уделить кассовой зоне. Это важно не только для активизации потоков покупателей, но и для создания условия для качественной работы кассиров.
  • Для качественного представления товаров индекс цветопередачи светильников (Ra) должен быть не ниже 85. Особенно важен высокий индекс для освещения овощей. Это визуально делает их более сочными и спелыми.

Для зонирования пространства торгового зала можно использовать разное световое оборудование, например, одно- и трехфазные трековые светильники

Освещение отдела продукции 

  1. Аварийное освещение в супер и гипермаркетах.

В супер и гипермаркетах во избежания возникновения чрезвычайных ситуаций, необходимо устанавливать системы освещения для эвакуации и предотвращения паники.

3.1 Эвакуационное освещение помогает людям быстро и безопасно покинуть помещение в случае чрезвычайной ситуации. Оно особенно важно для торговых центров и магазинов, где часто бывает много посетителей.

3.2 Антипаническое освещение предупреждает панику и помогает людям организованно покинуть помещение. Это особенно важно для торговых центров и магазинов, где бывает много людей.

В  супер и гипермаркетах аварийное освещение должно быть установлено в следующих местах:

  1. В зоне погрузки и разгрузки товаров;
  2. В местах хранения товаров с высокой степенью горючести (например, на складах);
  3. Рядом с эскалаторами и лифтами;
  4. В местах управления инженерными коммуникациями и оборудованием, которое работает от резервного источника питания.

Освещение путей эвакуации

Для небольших и средних торговых центров можно использовать светильники рабочего освещения с аварийным блоком питания. Для крупных торговых центров светильники рабочего освещения могут быть интегрированы в централизованную систему аварийного освещения.

  1. Нормы освещенности в супер и гипермаркетах.

Согласно СП 52.13330.2016 (ред. от 28.12.2021) для освещения предприятий розничной и мелкооптовой торговли предъявляются следующие требования:

В торговых залах и залах демонстрации новых товаров также нормируется цилиндрическая освещенность. Норма - 100 лк.

Как известно, яркий свет способствует активизации покупательских потоков, что для больших магазинов очень актуально. Однако чрезмерная освещенность вызывает зрительный дискомфорт и быструю утомляемость покупателей, поэтому не рекомендуется сильно завышать уровень освещенности. Специалисты считают, что зона комфорта ограничивается освещенностью в 2000 лк. 

5. Выбор осветительного оборудования для супер и гипермаркета.

Прежде всего в магазине должен быть равномерный общий свет при достаточно высоком уровне освещенности (400-1000 лк) 

Качество цветопередачи (не менее Ra≥80) используемых источников света. 

Относительно цветовой температуры, предпочтительным является использование светильников с нейтральной цветовой температурой (4000-4500К).

Линейные светодиодные светильники с матовыми рассеивателями обеспечивают максимальную равномерность освещения торговых стеллажей и энергоэффективность системы. Ниже показано освещение с использование линейных светильников и их внешний вид.

Линейные светильники для магазина

Для акцентной подсветки могут использоваться также светодиодные прожекторы, которые рекомендуется устанавливать на шинопровод, что позволяет сделать систему акцентного света более гибкой и мобильной.

Ниже показано освещение с использование трековых прожекторов и их внешний вид.

Однофазные и трехфазные трековые светильники для супермаркета и гипермаркета

При разработке проекта освещения гипермаркета следует учитывать показатель энергоэффективности светильников, легкость монтажа, возможность легкого регулирования направления светового луча, устойчивость к воздействию пыли и влаги, продолжительный срок службы. 

Освещение отдела кулинарии в супермаркете

  1. Типичные ошибки в освещении супер и гипермаркетов.

В освещении супер- и гипермаркетов часто встречаются типичные ошибки:

  1. Неравномерность освещения. Разница между максимальной и минимальной яркостью не должна превышать 3–5 раз.
  2. Излишняя или недостаточная яркость основного и локального света.
  3. Неправильная расстановка осветительных приборов, которая приводит к появлению бликов на всех отражающих поверхностях.
  4. Несбалансированное соотношение общего и акцентного освещения. Это приводит к тому, что товарные группы не выделяются на фоне остального пространства.
  5. Неправильное использование монохромной и цветной подсветки без учёта особенностей продукции.
  6. Выбор типа, параметров и способа установки светильников без учёта высоты потолков.
  7. Недостаточное освещение кассовых зон, что затрудняет обслуживание покупателей.
  8. Несоблюдение рекомендаций по цветовой температуре. Несоответствие цветовой температуры света характеристикам товаров может исказить их внешний вид.
  9. Часто для освещения мяса применяются светильники с цветовым спектром ближе к холодному (5000-6500 К). В холодном свете любое мясо выглядит не аппетитным, поверхность мяса приобретает зеленый или синий оттенок. 

Чтобы избежать этих ошибок и обеспечить оптимальное освещение, рекомендуется обратиться к профессионалам для расчета проекта.  

  1. Помощь ГИК ПГС в подборе освещения для супер и гипермаркетов.

Освещение в магазинах не только выполняет функциональные задачи, но также оказывает влияние на общее восприятие магазина и может повлиять на поведение покупателей. Таким образом, разработка эффективной системы освещения является важным аспектом в магазинном дизайне и управлении. 

Специалисты группы инжиниринговых компаний ГИК ПГС:

- для точного подбора оборудования и соблюдения норм освещенности на объекте, в соответствии с ГОСТ IEC-60598-2-22-2012, ГОСТ Р-55842-2013 и СП-52.13330.2011 выполнят светотехнические расчеты в Dialux

- разработают профессиональное аварийное и эвакуационное осветительное оборудование; 

- проведут аудит текущих проектов

Мы имеем опыт реализации подобного оборудования

Кроме изготовления светильников и выполнения расчётов, наши технические специалисты могут разработать проектную/рабочую документацию системы электроснабжения и выполнить монтажные работы под ключ (имеются необходимые допуски, включая высотные работы и СРО).

Контактная информация:

электронная почта: info@gik-pgs.ru

Офис г. Санкт-Петербург, тел. +7-812-660-51-56

Офис г. Москва, тел. +7-499-404-20-80

Наш телеграм канал

https://t.me/gik_pgs

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы