Ж/д вокзалы, аэропорты, метро

Главная страница » Основные направления работы » Ж/д вокзалы, аэропорты, метро

Каждый человек в той или иной мере пользуется транспортом. Даже если в семье имеется автомобиль, периодически приходится путешествовать на поезде или самолёте. Все связанные с подобными услугами объекты являются источниками повышенной опасности, из-за чего для них необходимо создавать специальные условия, существенно снижающие возможные риски. Данные вопросы никогда не оставляют на усмотрение местных дирекций, а детально регламентируют и утверждают на самом высоком государственном уровне.

К основным транспортным узлам относятся железнодорожные и автомобильные вокзалы, мосты, стоянки, скоростные автомагистрали и шоссе, аэропорты, тоннели, переезды, эстакады, линии метрополитена, трамвайные пути сообщения, станции, ремонтные депо и некоторые другие более мелкие объекты. В каждом случае используются собственные светильники, удовлетворяющие конкретным техническим или потребительским нуждам. Все вместе они формируют группу осветительных конструкций, отвечающих за безопасность пассажиров и персонала на всех участках пути.

Аэропорты, вокзалы, метрополитен – своеобразные визитные карточки любого города. От того, насколько современно и комфортабельно они оборудованы, зависит общее впечатление и тот образ, который складывается у гостей после его посещения. Именно поэтому здесь важно обеспечить комфортное, безопасное пребывание пассажиров и создать яркое, впечатляющее освещение, отражающее общую атмосферу города, концепцию его развития, историю.

К освещению предъявляются повышенные требования в отношении надежности, срока службы, экономичности в потреблении энергии, удобства в монтаже и эксплуатации. Современное световое оборудование, изготовленное на основе самых передовых технологий, позволяет создавать эффективные системы освещения объектов транспорта в соответствии с самыми разнообразными запросами, сочетая высокую степень комфорта и безопасности с впечатляющим световым дизайном.

Вначале кратко перечислим, на какие именно характеристики опираются специалисты, приступая к подбору необходимого оборудования:

  • Повышенная яркость свечения.

Учитывая высоту расположения объектов, площадь рассеивания света и заметно препятствующее нормальному распространения лучей окружение, световой поток должен быть гораздо интенсивнее, чем даже в помещениях промышленного назначения.

  • Стойкость к погодным условиям.

Очевидно, что как минимум половина используемых здесь приборов будет эксплуатироваться на открытом воздухе, то есть подвергаться постоянному негативному воздействию факторов окружающей среды. Ввиду этого, целесообразно применение светодиодных светильников с IP65 и выше. Они будут способны выдержать интенсивные осадки, таяние снега, сильный ветер с частицами грязи, удары отломившихся ветвей и мелких камушков, приносимых набегающими порывами.

  • Общая надёжность конструктивного исполнения.

Имея прямую связь с предыдущим требованием, рассматриваемый параметр характеризует меру стойкости как комплексный показатель, принимающий во внимание продолжительность эксплуатации прибора, природные факторы, отсутствие заводских дефектов, качество исходного сырья и стойкость антивандального покрытия.

  • Долговечность изделий.

Данное требование предполагает, что каждый использующийся осветительный прибор располагает ресурсом, достаточным для бесперебойной работы на протяжении нескольких лет. Для этого тщательному изучению подлежит не только корпус светильника, но и характеристики применяемых в нём светодиодных ламп. Важно, чтобы устройство в целом могло функционировать стабильно, без необходимости регулярной замены светоизлучающих элементов, иначе преобладающие расходы на обслуживание нивелируют само приобретение данных изделий.

  • Максимальная энергоэффективность.

Подразумевая длительное использование оборудования в ежедневном режиме на протяжении многих часов, уровень потребляемой им энергии обязан оправдывать фактически приносимую пользу. Повсеместно внедряемые программы энергосбережения могут позволить себе сокращение светового потока или продолжительности использования освещения, но данные методики неприменимы для круглосуточно работающей транспортной сферы. Таким образом, приходится искать решение среди светотехнической продукции с пониженным энергопотреблением, к которой, в первую очередь, и принадлежат полупроводники.

 

К перечисленным требованиям можно добавить ещё одно специфическое – наличие дополнительных отражателей, увеличивающих площадь охвата светом. Данная мера не только позволит обеспечить больший уровень освещенности, но также поспособствует снижению суммарного количества светильников на квадратный метр помещения или километр дорожного полотна.

Прежде, чем приступить к непосредственному рассмотрению используемых типов осветительных приборов, необходимо упомянуть и о вторичной составляющей их исполнения. Если ранее мы полностью были сконцентрированы на технико-эксплуатационных характеристиках, то теперь следует уделить хотя бы немного внимания визуальным. Поскольку данное оборудование будет находиться не на закрытых складах, где его видят всего несколько десятков человек, а в публичных местах, все типы используемых на транспортных объектах светодиодных светильников должны иметь приятный вид. Никто не говорит о избыточной декоративности или дизайнерском подходе, однако эстетическая привлекательность означает для людей так же много, как и высокая функциональность. Благо, в наше время практически все солидные компании среди прочих выпускают продукцию в нейтральном исполнении и цветовой гамме «хром-металлик». В местах скопления людей она не будет привлекать избыточного внимания, но в то же время оставит у наблюдателя хорошее впечатление об ухоженности коммунального хозяйства или станции.

Железнодорожные вокзалы.

Этот тип транспорта не просто обслуживает пассажиров, но и, можно сказать, встречает туристов. Большую часть оборудования здесь составляют разнообразные подвесные светильники, а на перроне располагаются наиболее прочные пылевлагозащищенные модели. Руководство таких учреждений стремится во всех помещениях, не несущих ветровой или температурной нагрузки, использовать решения поизящнее, а потому старается коридоры и залы ожидания оснастить LED-панелями, а в центральном корпусе можно повесить крупную люстру, сочетающуюся с размерами и архитектурой помещения.

Аэропорты.

Наряду с ж/д вокзалами, они также принимают международных гостей, а потому стремятся выглядеть максимально презентабельно и ухоженно. Из-за наличия больших пространств как внутри терминалов, так и на улице, около половины здешнего освещения обеспечивается прожекторами разной мощности. В то же время, комнаты для ожидания, кафе, зону беспошлинной торговли и административные стойки чаще всего освещают универсальные светодиодные панели. В силу высоты потолков наиболее используемой здесь разновидностью служат подвесные LED-панели крупного размера. Аэропорт как ничто другое представляет собой огромную и очень сложную систему служб и структур, связанных между собой. Деятельность отдельных подразделений неразрывно связана между собой и включена в общую сетку коммуникаций. Обеспечение комфорта пассажиров как таковое, в принципе, является одной из самых простых задач среди реализуемых персоналом. Освещение помещений и галерейных переходов основано на базовых принципах движения в сторону с большей яркостью. Это помогает заплутавшим туристам найти выход в основной зал или к стойке регистрации. Отдельно необходимо заметить, что в силу специфики работы аэропортов вся электронная техника и осветительные приборы запитываются от собственных генераторов. Это позволяет ещё сильнее минимизировать риски выхода изделий из строя и возникновение ситуаций, опасных для жизни и здоровья людей.

Станции метрополитена.

Данный тип сооружений отличается ото всех предыдущих, поскольку изначально проектируется с учётом того, что естественный свет сюда проникать не будет. Таким образом, светильники обязаны работать круглосуточно, не имея права на поломку. Сотрудники станций регулярно мониторят техническое состояние осветительного оборудования и стараются своевременно менять перегоревшие лампы. В метро важна большая степень рассеивания получаемого от приборов света и отсутствие ослепляющих эффектов. Для того, чтобы этого добиться, приборы оснащают матовыми плафонами и направляют на беленые перекрытия. Используемый оттенок свечения тяготеет к дневному свету, а потому чаще других применяются LED-лампочки с нейтральным оттенком. Считается, что они помогают проще переносить ощущение подземелья. Хорошо освещённые потолки зрительно расширяют пространство и способствуют тому, чтобы у людей не возникало гнетущего ощущения от замкнутого пространства.

В железнодорожных вокзалах, аэропортах и метро навигация за счет света является важным элементом для обеспечения удобства и безопасности пассажиров. Вот примеры осуществления навигации с использованием света:

  • Световые указатели на полу:

Специальные световые полосы или стрелки, расположенные на полу, направляют пассажиров в нужном направлении. Это особенно полезно на платформах, в вестибюлях и других областях с большим потоком людей.

  • Освещение ключевых зон:

Путевые указатели, освещенные ярким светом, привлекают внимание к важным местам, таким как выходы, информационные стойки, кассы и точки безопасности.

  • Цветовое кодирование:

Различные цвета света могут использоваться для выделения различных областей или объектов. Например, цветные линии или световые элементы могут указывать на разные направления или типы транспорта.

  • Динамическое освещение:

Использование динамического освещения, изменяющего цвета или яркость, может привлекать внимание пассажиров к различным областям в зависимости от текущего контекста или событий, таких как посадка поезда или информационные объявления.

  • Световые вывески и логотипы:

Высоко расположенные световые вывески с яркими логотипами или текстом могут служить визуальными ориентирами и помогать пассажирам определить свое местоположение.

Освещение в железнодорожных вокзалах, аэропортах и метро играет ключевую роль в обеспечении безопасности пассажиров и общей обстановки в этих транспортных узлах.

  • Яркое и равномерное освещение в общественных местах, таких как вестибюли, платформы и зоны ожидания, обеспечивает хорошую видимость для пассажиров.
  • Поддержание высокой яркости в важных зонах, таких как лестницы, эскалаторы и выходы, помогает избежать аварий и обеспечивает легкость движения.
  • Освещение путей эвакуации, таких как выходы, лестницы и коридоры, является критическим для обеспечения безопасного эвакуационного процесса в случае чрезвычайной ситуации.
  • В ночное время, когда видимость естественным образом снижается, усиление освещения на вокзалах и в аэропортах помогает предотвратить преступления и улучшить общую безопасность.
  • Освещение совмещается с системами видеонаблюдения для обеспечения мониторинга и дополнительного обеспечения безопасности важных зон.

Общая цель — создать световую среду, которая не только обеспечивает видимость и ориентацию, но и активно способствует безопасности и комфорту всех пользователей транспортных узлов.

Согласно СП 52.13330.2016 (ред. от 28.12.2021) для освещения вокзалов, аэропортов и метро предъявляются следующие требования:

 

 

Помещение

Рабочая плоскость

Средняя

освещен-ность, лк

Равномерность

распределения

освещенности, не менее

Объединенный показатель

дискомфорта, не более

Коэффициент пульсации

освещенности, Kп, %, не более

Индекс

цветопередачи

источников

света Ra

Залы ожидания

Г-0,8

300

0,4

22

20

80

Операционные залы,

отделения связи, операторские,

диспетчерские

Г-0,8

300

-

22

15

80

Кассовые залы, билетные

багажные кассы

Г-0,8

300

0,5

22

15

80

Распределитель-

ные залы,

вестибюли

 

Г-0,0

200

-

25

-

80

Комнаты матери и ребенка,

длительного пребывания

пассажиров

Г-0,8

300

-

22

20

80

Архитектурная подсветка вокзалов и аэропортов является важным элементом, который придает зданиям не только функциональность, но и эстетичность. Эта форма освещения может быть использована для подчеркивания архитектурных деталей, создания уникальной атмосферы и обеспечения безопасности. Вот несколько аспектов архитектурной подсветки в транспортных узлах:

  • Подсветка фасадов и архитектурных элементов:

Проектирование подсветки фасадов, арок, колонн, и других архитектурных деталей может придать зданию уникальный облик в ночное время и сделать его более выразительным.

  • Подсветка крыш и куполов:

Использование света для подсветки крыш и куполов создает эффектное визуальное восприятие, особенно в темное время суток. Это может служить маркером для пассажиров и визуально выделять транспортный узел в городском ландшафте.

  • Динамическая подсветка:

Использование динамического освещения, которое изменяется со временем или реагирует на различные события (например, прибытие поезда или самолета), может придать зданию живость и динамичность.

  • Подсветка ландшафта:

Освещение пейзажных элементов, таких как сады, фонтаны или другие элементы ландшафтного дизайна, может улучшить общую атмосферу и комфорт вокруг здания.

Архитектурная подсветка не только придает вокзалам и аэропортам художественное и эстетическое значение, но также создает приятную и безопасную среду для пассажиров.

Каждая транспортная система по-своему уникальна и в обязательном порядке требует индивидуального подхода – прежде всего, с точки зрения обеспечения нормального функционирования. К качественным показателям света здесь прибавляются простота обслуживания светильников и уровень их экономичности при работе. Применение современной светодиодной техники позволяет реализовывать огромное множество интересных дизайнерских идей, украшать станции метрополитенов, железнодорожные вокзалы и терминалы аэропортов, формируя инфраструктурный облик городов.

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы